Неточные совпадения
Раздражение, разделявшее их, не имело никакой внешней
причины, и все попытки объяснения не только не устраняли, но увеличивали его. Это было раздражение
внутреннее, имевшее для нее основанием уменьшение его любви, для него — раскаяние в том, что он поставил себя ради ее в тяжелое положение, которое она, вместо того чтоб облегчить, делает еще более тяжелым. Ни тот, ни другой не высказывали
причины своего раздражения, но они считали друг друга неправыми и при каждом предлоге старались доказать это друг другу.
Она не дослушала, отошла прочь, села возле Грушницкого, и между ними начался какой-то сентиментальный разговор: кажется, княжна отвечала на его мудрые фразы довольно рассеянно и неудачно, хотя старалась показать, что слушает его со вниманием, потому что он иногда смотрел на нее с удивлением, стараясь угадать
причину внутреннего волнения, изображавшегося иногда в ее беспокойном взгляде…
Совесть почти не упрекала Фенечку; но мысль о настоящей
причине ссоры мучила ее по временам; да и Павел Петрович глядел на нее так странно… так, что она, даже обернувшись к нему спиною, чувствовала на себе его глаза. Она похудела от непрестанной
внутренней тревоги и, как водится, стала еще милей.
С Нехлюдовым не раз уже случалось в жизни то, что он называл «чисткой души». Чисткой души называл он такое душевное состояние, при котором он вдруг, после иногда большого промежутка времени, сознав замедление, а иногда и остановку
внутренней жизни, принимался вычищать весь тот сор, который, накопившись в его душе, был
причиной этой остановки.
Ему все казалось почему-то, что Иван чем-то занят, чем-то
внутренним и важным, что он стремится к какой-то цели, может быть очень трудной, так что ему не до него, и что вот это и есть та единственная
причина, почему он смотрит на Алешу рассеянно.
Внутренняя, осмысленная связь
причины со следствием есть связь волевой активности, причинения с порождаемым результатом.
Причины смерти почти всякий раз регистрируются священниками по запискам врачей и фельдшеров, много тут фантазии, [Между прочим, я встречал тут такие диагнозы, как неумеренное питье от груди, неразвитость к жизни, душевная болезнь сердца, воспаление тела,
внутреннее истощение, курьезный пневмоний, Шпер и проч.] но в общем этот материал по существу тот же, что и в «Правдивых книгах», не лучше и не хуже.
Уже с поселения почаще буду всех навещать моими посланиями, ты и Марья будете иметь свою очередь; прошу только не поскучать многоречием и большей частью пустословием моим. Между тем, по старой памяти, могу тебе заметить, что ты не знаешь
внутренних происшествий.Поклон твой Митькову остается при тебе по очень хорошей
причине: я не могу передать его в Красноярск, где он с 1836 года. Все здешние твои знакомые тебя приветствуют…
Вскоре наступившая затем суббота была знаменательным и тревожным днем для Сверстова по той
причине, что ему предстояло вместе с Егором Егорычем предстать перед министром
внутренних дел, а это было ему нелегко, так как, с одной стороны, он терпеть не мог всех министров, а с другой — и побаивался их, тем более, что он тут являлся как бы в качестве доносчика. Последняя мысль до такой степени обеспокоила его, что он открылся в том Егору Егорычу.
Как это и сказано в Евангелии: «и никто не придет ко мне, если отец не привлечет его к себе» (Иоан. VI, 44), т. е. что признание истины, составляющее
причину всех явлений жизни человеческой, не зависит от внешних явлений, а от каких-то
внутренних свойств человека, не подлежащих его наблюдению.
Увеличение войск происходит одновременно от двух
причин, вызывающих одна другую: войска нужны и против своих
внутренних врагов и для того, чтобы отстаивать свое положение против соседей.
Много было на это
причин, и
внутренних и внешних, — начнем с последних.
А презираете вы страдания и ничему не удивляетесь по очень простой
причине: суета сует, внешнее и
внутреннее презрение к жизни, страданиям и смерти, уразумение, истинное благо — все это философия, самая подходящая для российского лежебока.
Но у него и во внешней жизни и во
внутренней было много
причин считать себя человеком особенным, не похожим на других.
Очевидно, тут все держалось очень усиленною внешнею выправкой, скрывавшей то
внутреннее недоумение, которое обыкновенно отличает людей раздраженных и в то же время не умеющих себе ясно представить
причину этого раздражения.
Если разобрать
причины этого, то оказывается, конечно, что виною всего были неустройства
внутренние.
«Во-вторых, — говорит Щербатов, — не посмотря на карту, ниж_е_ вошед в обстоятельство тихости обращения монеты в Российской империи, по
причине ее пространства и малой
внутренней торговли, положили сумму в банк едва половину в сравнении с суммой наделанных ассигнаций, хотя чрез сие выслужиться, что якобы умножена монета» («Московские ведомости», № 154).
Да и, кроме того, в отчете министра
внутренних дел за 1855 год, в то время, когда в литературе никто не смел заикнуться о полиции, прямо выводилось следующее заключение из фактов полицейского управления за тот год: «Настоящая картина указывает на необходимость некоторых преобразований в полицейской части, тем более что бывают случаи, когда полиция затрудняется в своих действиях по
причине невозможности применить к действительности некоторые предписываемые ей правила.
Нам могут указать на множество
причин, которые ставят литературу в необходимость сдерживать свои благие порывы; могут прибавить, что
причины эти заключаются не во
внутренней сущности литературной деятельности и не в случайностях литературных дарований и стремлений, а в обстоятельствах чисто внешних, зависящих от несовершенств самого общества нашего…
В них много отрывочного, недосказанного, иногда факт берется случайный, частный, рассказывается без пояснения его
внутренних или внешних
причин, не связывается необходимым образом с обычным строем жизни.
Конец концов — вся
причина опять сводится к тому же главному источнику всех бывших у нас
внутренних бедствий — крепостному владению людьми.
Имея летописи, которых ранним появлением, добросовестностью и основательностью в отношении к внешним фактам имеем право гордиться пред другими народами, мы, однако же, не имеем ничего, что бы объяснило нам самый
внутренний смысл всех явлений нашей истории, осветило бы все наши недоумения касательно их связи,
причин и характера.
«На преступление, — говорит Преллер, — древние эллины смотрели как на осквернение, как на следствие и
причину внутреннего расстройства и тяжелого повреждения духа.
Для нас не новая религия служит
причиною изменения народного богочувствования. Скорее наоборот: только изменившееся отношение народа к божеству и жизни делает возможным не формальное, а действительно
внутреннее усвоение новой религии. Рассмотрим же прежде всего те
внутренние изменения в эллинском духе, которые сделали возможным завоевание Эллады Дионисом. Ярко и цельно эти изменения выражаются в послегомеровской литературе.
Если не разум человека, то мучительность страдания волей-неволей заставляют его признать то, что жизнь его не умещается в его личности, что личность его есть только видимая часть всей его жизни, что внешняя, видимая им из его личности связь
причины и действия, не совпадает с той
внутренней связью
причины и действия, которая всегда известна человеку из его разумного сознания.
Граф Алексей Андреевич хорошо понимал
причину этих выходок своей любимицы. Он, умудренный житейским опытом, ясно видел, что Татьяну Борисовну пора выдавать замуж, но во что бы то ни стало старался отогнать эту для него неприятную мысль, опровергая это
внутреннее свое сознание чисто деланными искусственными рассуждениями и убеждениями самого себя вопреки действительного положения дела, что «Танюша еще совсем ребенок».
Казачество порождалось двумя
причинами —
внутреннею и внешнею. Быстрое усиление самодержавия, к которому еще не приспособилась первобытная вольность населения, да бедность государства поддерживали привычку «разбрестись разно».
Не понимают тайны свободы и те, которые видят в ней лишь особую форму духовной детерминированности, детерминированности не внешней, а
внутренней, т. е. считают свободным все, что порождается
причинами, лежащими внутри человеческого духа.
Причиной, произведшей роковой поворот во
внутреннем мире молодого человека, была, как и всегда, женщина.
Он между тем молчал по другим
причинам. Иван Корнильевич переживал страшное
внутреннее мучение.
«Даже для матери ты являешься лишь олицетворением ее несчастия,
причиною заживо погребенной в стенах монастыря молодости», — с особою горечью раздавался в его ушах какой-то
внутренний голос».
Причину этого надо было искать не в отсутствии красивой внешности у обеих девушек, так как даже и в то отдаленное от нас время люди были людьми и богатое приданое в глазах многих женихов, державшихся мудрых пословиц «Была бы коза да золотые рога» и «С лица не воду пить», могла украсить всякое физическое безобразие, — дочери же Малюты были далеко не бесприданницы, — а главным образом в том
внутреннем чувстве брезгливости, которое таили все окружающие любимца царя, Григория Лукьяновича, под наружным к нему уважением и подобострастием, как к «человеку случайному».
Внутренний Шер доложил герцогу об исчезновении Пика в числе обыкновенных полицейских событий. Все, что предшествовало этому загадочному исчезновению и что было его настоящей
причиной, осталось для всех посторонних неизвестным. Когда же все розыски Пика в пределах герцогства оказались безуспешными, герцог призвал Фебуфиса и спросил...
Но не говоря о
внутреннем достоинстве этого рода историй (может быть, они для кого-нибудь или для чего-нибудь и нужны), истории культуры, к которым начинают более и более сводиться все общие истории, знаменательны тем, что они, подробно и серьезно разбирая различные религиозные, философские, политические учения, как
причины событий, всякий раз, как им только приходится описать действительное историческое событие, как например поход 12-го года, описывают его невольно, как произведение власти, прямо говоря, что поход этот есть произведение воли Наполеона.
И стоит только вам, правительственным людям, на минуту отвести внимание от той острой борьбы, которой вы сейчас заняты, — перестать наивно думать то, что выражено в недавнем циркуляре министра
внутренних дел — что если полиция будет вовремя разгонять толпу и вовремя стрелять в нее, то все будет тихо и спокойно, — стоит вам только перестать верить этому, чтобы ясно увидать ту
причину, которая производит неудовольствие в народе и выражается волнениями, принимающими все более и более широкие и глубокие размеры.